Как правильно ставить цели

Целеполагание – процесс постановки цели. Этому понятию посвящено много научно-популярных книг. Как утверждают психологи, верно сформулированная задача – 50% гарантии ее достижения. Многие не знают, как ставить цели правильно. Поэтому неудивительно, что стали популярны тренинги, где профессиональные психологи учат основным принципам целеполагания. В отличие от желания и мечты, цель – понятие определенное, четкое, так как за ней стоит конкретный результат. Этот результат надо видеть. В достижение цели необходимо верить. Только тогда ее можно действительно добиться.

Формулировки: «Я хочу расширить свой бизнес», «Я хочу увеличить свои доходы» – примеры желаний. Чтобы перевести их в категорию целей, надо конкретно определить, что значит для вас расширить бизнес. Открыть новые филиалы? Расширить ассортимент услуг? Привлечь большее количество клиентов? Увеличить объем производства? Насколько увеличить или расширить: на 20% или в 2 раза? Результат, к которому вы стремитесь, должен быть измеряем.

Результат, к которому вы стремитесь, должен быть измеряем.

Лучше всего записать конкретно поставленную цель в ежедневник. Для ее формулировки используйте активные глаголы, типа «сделать», «заработать», «достигнуть». Не употребляйте слова «надо», «необходимо», «нужно», «следует», так как они несут смысловой оттенок принудительности, преодоления внутренних барьеров. Это ваша цель. Вы хотите ее достигнуть, никто не заставляет вас это делать.

Достигать слишком простые цели не интересно. Задача должна быть сложной, чтобы на пути к ней приходилось преодолевать трудности, только так можно развиваться. Но цель должна быть реальной. Поэтому перед ее формулировкой надо проанализировать настоящее положение вещей и оценить имеющиеся ресурсы и возможности. Открыть сразу 5 новых филиалов или увеличить доходы в 10 раз вряд ли получиться. Сначала добейтесь достижения более скромных целей. Со временем вы придете к тому, о чем даже не осмеливались мечтать в начале пути.

Правильная постановка цели обязательно содержит указание на время ее достижения. Например, цели расширить клиентскую базу или увеличить объем производства нужно конкретизировать процентными показателями (на 30%) и сроком (1 год).

Если вы научитесь правильно и конкретно формулировать цели для себя, то сумеете понятно и четко ставить их перед другими. Руководитель организации должен знать основные принципы целеполагания. Тогда от своих менеджеров он потребует правильно формулировать цели их работы. А это гарантия того, что они свои задачи действительно выполнят.

Как достичь целей

Методы достижения целей таковы:

  1. Цель ведет к получению результата. Если для вас он очень важен, то добиться его будет легче. Представьте все плюсы от достижения конечного результата. Заранее предвкушайте ощущения радости и успеха, которые вы испытаете в тот момент. Тогда никакие страхи и сомнения не помешают на пути к поставленной цели. Этот прием психологи называют методом визуализации. Он помогает актуализировать для достижения цели все внешние и внутренние ресурсы, притягивает нужные идеи, людей, средства. Например, подумайте о преимуществах, которые получите, увеличив доход на 50%. Вы сможете позволить себе более дорогую недвижимость, машину, отдых, подарки близким. Повысите свой социальный статус. Какое из этих преимуществ для вас самое желанное? Представьте, что вы его уже достигли. И пусть эта картинка вас мотивирует. Когда вы ставите цели перед своими сотрудниками, помогите им увидеть плюсы их общих достижений. Повышение зарплаты, премии, карьерный рост, получение дополнительных средств в бюджет компании на корпоративные мероприятия.
  2. Чтобы пройти длинный путь к достижению большой и важной цели, нужно разделить его на этапы. Для этого глобальная цель разбивается на цели поменьше. Они, в свою очередь, также могут быть раздроблены на более мелкие задачи. Если все это схематично изобразить на бумаге, то получится настоящая система целей и подцелей. Каждую из них старайтесь сформулировать четко с указанием сроков достижения, и тогда эту схему можно будет легко превратить в пошаговый план движения к главной глобальной цели. Такое планирование станет основой для составления понятной инструкции к действию для ваших подчиненных. Например, цель расширить ассортимент услуг можно разделить на подцели: изучить специфику новых услуг, закупить необходимое для их оказания оборудование, подобрать специалистов или обучить своих сотрудников, найти дополнительное место.
  3. В достижении личных целей могут помочь близкие люди. А когда речь идет о задачах, связанных с бизнесом, не обойтись без помощи сотрудников и партнеров. Разбив глобальную цель на конкретные подцели, продумайте, кто из подчиненных может справиться с каждой из них наиболее успешно. Но помните, первоначальную цель ставили для себя вы, она важна для вас, поэтому и ответственность за ее достижение тоже лежит, в первую очередь, на вас. Если вы не придете к своей цели, потому что кто-то из сотрудников не выполнил поставленную перед ним задачу, то вина за это будет лежать на вас. Значит, ресурсы этого работника вы переоценили. Возможно, ему для решения своей задачи требуется больше времени или необходимо повысить квалификацию. А может быть, для достижения данной подцели нужен совсем другой специалист.
  4. Постарайтесь заранее оценить препятствия, которые возникнут на пути достижения цели. Подумайте о том, как можно их преодолеть или устранить. Не все сразу, а постепенно, по одному. Конечно, предугадать все проблемы не получится. Но у вас будет план по устранению хотя бы части их.
  5. Ищите дополнительные ресурсы. Новая информация, новые знания и умения помогут преодолеть преграды, которые сначала могут показаться самыми большими. Возможно, вам придется нанять новых специалистов (маркетологов, аналитиков, контент-менеджеров, бизнес-тренеров) или вашим прежним сотрудникам нужно будет пройти обучающие курсы, тренинги, семинары.
  6. Составьте общий план действий на тот период времени, который вы отвели себе для достижения цели. В нем отразите, кто и в какие сроки будет решать промежуточные задачи, какие ресурсы и дополнительные вложения будут привлечены для преодоления препятствий. На основе общего плана составьте более подробные планы для каждого квартала, месяца и даже недели. Конечно, во время выполнения вам придется многое скорректировать в плане. Ведь на пути к цели у вас появятся новые знания, опыт, и обстоятельства могут поменяться. Скорее всего, во время осуществления плана вы увидите ошибки, допущенные при составлении. Так что по ходу движения нужно будет осуществлять работу над ошибками. Может быть, вам даже придется скорректировать поставленные цели, если вы поймете, что пока ваших ресурсов не хватает на достижение первоначальных. Но это не страшно. Все равно вы пройдете уже часть пути, приобретете новые знания и опыт, которые помогут скорректировать цели и двигаться дальше.
  7. Периодически анализируйте свои цели, методы их достижения и ресурсы. Это полезно для дальнейшего рационального планирования своего пути.
  8. Взвесьте цену, которую вам придется заплатить за достижение цели. Для обучения сотрудников и покупки оборудования понадобятся финансовые вложения. Чтобы контролировать работу нового филиала, нужно дополнительное время. Возможно, вам придется сократить часы личного отдыха или меньше времени проводить с семьей. Для прохождения тренинга надо потратить силы и энергию. А привлечение в дело партнера заставит отказаться от привычки решать все самостоятельно. Оцените свою готовность пожертвовать всем этим и выйти из своей зоны комфорта.

Цель всегда ведет к действиям, ведь если ничего не делать, то и цели не достигнешь. И наоборот, чтобы начать действовать, надо поставить себе цель. Лучше мотивации к действиям не бывает.

 

Не бойтесь ставить амбициозные цели для Вашего бизнеса. АМК «Четыре Пи» готово содействовать вашим самым грандиозным планам по продвижению Вашего продукта.